Loading...

Войдите со своим логином и паролем

Если у вас нет логина и пароля нажмите на кнопку регистрация

LESSON STUDY

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ДНЕВНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УРОКА

Разработан в Казахском национальном женском педагогическом университете. Ответственный разработчик:
PhD Мейркулова Аида Бакытбековна

Рефлексивный дневник для изучения урока, – Алматы: Казахский национальный женский педагогический университет, 2023.

Предлагаемый рефлексивный дневник является вспомогательным пособием для проведения исследования Lesson study для учителя и будущих учителей. В рефлексивном дневнике по изучению урока представлены инструкции по написанию рефлексии исследователя в соответствии с этапами проведения исследования Lesson Study. В целях изучения и формирования правильного представления о Lesson study и рефлексивном дневнике рассмотрены такие вопросы как «Что такое Lesson Study?» Что такое Рефлексия?» и предоставлены ссылки на полезные статьи и руководства.

Предлагаем вашему вниманию вспомагательное пособие для изучения урока Lesson study Рефлексивный дневник. Рефлексивный дневник является пособием, для записи рефлексии исследования. Мы предлагаем вам полностью записывать свои мысли в соответствии со всеми этапами исследования Lesson study с учетом инструкций, предоставленных в процессе использования. Это, в свою очередь, поможет вам не забывать о важных моментах исследования, правильно анализировать события и записывать отчет вашего исследования. Чтобы сформировать полное представление об исследовании Lesson study и правильно заполнить рефлексивный дневник рекомендуем ознакомиться с ответами на вопросы «Что такое Lesson Study? Что такое рефлексия?» и всесторонне изучить информацию, представленную по ссылкам.


HTML tutorial HTML tutorial

Ссылка на картинку: Урок проведен в Специализированном лицее № 92 имени Махатмы Ганди. Личный архив студентки Казахского национального женского педагогического университета Дайрбай Жулдыз Нурланкыной

В наши дни состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности и каждый учебный день наполняется многочисленными научными открытиями и происходят глубокие социальные изменения в обществе. Использование педагогами при обучении молодых педагогов инноваций и современных трендов, эффективных методов и подходов, новаторских идей является весьма значительным феноменом.

Подход «Изучение уроков» Lesson Study, который является одним из лучших в области практики преподавания, основан в Японии в 70-х годах ХІХ столетия и признан эффективным подходом среди педагогов. Lesson Study приобрела большую популярность в начале ХХІ века после подтверждения американскими исследователями факта наличия высокого уровня знаний у японских школьников в сравнении с аналогичными группами американских учащихся (Stigler and Hiebert, 1999; TIMSS, 1999). В настоящее время Lesson Study широко используется помимо Японии, в США, Великобритании, Сингапуре, Гонконге, Китае, Малайзии, Швеции и Канаде.

В Казахстане метод «Lesson Study» впервые был представлен японскими экспертами в области образования в 2012 году на международной научно-практической конференции Назарбаев Интеллектуальных школ. С 2017 года ежегодно учителя общеобразовательных школ Казахстана представляют результаты своих исследований на областных конференциях на тему «Lesson Study». Впервые в 2023 году в Астане прошла 1-я Национальная конференция «Lesson Study: устойчивое лидерство через рефлексивной практики», в которой приняли участие более 500 педагогов. В данной конференции с более чем 500 казахстанскими педагогами приняли участие Казахский национальный женский педагогический университет как первый педагогический вуз, где обучающиеся педагогических образовательных программ поделились лучшим опытом Lesson Study.


HTML tutorial HTML tutorial
Ссылка на картинку: Студентки женского университета І. получили номинации на премию на республиканской конференции «Урок исследования»

В исследовании Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, проведение, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы на бумаге. При проведении цикла Lesson Study учителя внедряют новые методы в практику преподавания или совершенствуют ее, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы (Dudley, 2011).

Lesson study может очень быстро повлиять на успеваемость учащегося, поскольку это достигается путем изучения учителем своего опыта и обеспечения обучения учителя. Важным моментом Lesson study является то, что этот подход ориентирован на учащихся и является совместным профессиональным обучением учителей! Дизайны Lesson study небольшие по размеру, часто ориентированы только на трех студентов. Однако, несмотря на это, это может существенно повлиять на опыт преподавания учителей и обучение учащихся.

Для представленного рефлексивного дневника мы рекомендуем проводить занятия Lesson Study, состоящие как минимум из трех циклов. Эти уроки планируются совместно группой учителей и преподаются учителем, группа Lesson Study наблюдает за обучением учащихся и преподаванием учителя и анализирует произошедшие изменения. При проведении Lesson Study мы рекомендуем вам взять за основу следующие циклы Lesson Study, указанные в учебном пособии Пита Дадли «Lesson Study: руководство».


HTML tutorial
Ссылка на картинку: Пит Дадли «Lesson Study: руководство», 2011, стр.6.
https://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Kazakh.pdf

Для более полного понимания принципов Lesson Study, направленного на совершенствование знаний в области педагогического опыта, являющегося уникальным примером изучения деятельности учителя и ученика на уроке, рекомендуется прочитать следующие инструкции:

https://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Kazakh.pdf
https://figym.kz/uploads/LS_tpp.pdf

Рефлексия – это метапознавательный процесс, в котором специалисты и студенты активно и целенаправленно рассматривают свои чувства, реакции, мысли, убеждения, знания, ответы и опыт (Dewey, 1993). Кроме того, со стороны авторов (Boud et al., 1985) рефлексия описывается как «интеллектуальные и аффективные действия, которые вовлекают человека в изучение собственного опыта, чтобы привнести новые идеи и оценки». Педагог Джон Дьюи доступно объясняя важность рефлексий в процессе обучения сказал: «Мы не учимся на опыте... мы учимся, размышляя об опыте».

Более полезным является структурный подход к размышлениям. Поэтому важно иметь определенную структуру для размышлений. Простым примером рефлексии является модель рефлексии, предложенная Rolfe, Freshwater and Jasper (2001). Эта рефлексивная модель основана на трех простых вопросах: что? (думать) что теперь? (чувствовать) что сейчас? (действовать).


HTML tutorial

Согласно рефлексивной модели авторов, можно привести следующий пример. Что? (думать): что я думал, когда действовал или принимал решения? Что теперь? (чувствовать): как я себя чувствовал во время и после опыта, почему это было важно? Что сейчас? (действовать): чему я могу научиться или сделать что-то другое в следующий раз?

Учителя и лекторы обычно дают различные рефлексивные задания, чтобы узнать, как учащиеся и студенты думают о своем опыте обучения. В связи с этим многие учителя-предметники считают, что ведение дневника стиммулирует в рефлексии собственного профессионального опыта и формирование профессиональное целепологание. Ведение дневника – один из механизмов, с помощью которого люди начинают использовать рефлексивные и аналитические процессы для описания и чтения своего опыта (Plack et al., 2007). Кроме того, при написании рефлексивного дневника реализуются рефлексивные и аналитические процессы и индивидуальное обучение дает возможность переосмыслить, описать и обработать опыт (Bean, 2011).

Рефлексивный дневник способствует критическому размышлению, интеграции теории с практикой и профессиональному росту (Tang, 2006; Kea & Backon, 1999). Кроме того, в ходе ведения рефлексивного дневника исследователь может сформировать такие важные компетенции, как анализ текущих событий, прогнозирование собственных результатов, умение планировать, распределение нагрузки, анализ накопленного опыта и развитие профессиональных компетенций (Баранова, 2015).

При этом некоторые исследователи утверждают, что ведение рефлексивного дневника – это процесс обучения, а не продукт обучения (Hyers, 2001; Swindell & Watson, 2006).

Учитывая роль рефлексивного дневника в совершенствовании знаний в практике учителя, рекомендуем прочитать статьи, представленные в качестве дополнительной информации о важности рефлексивного дневника.

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813034356
https://doi.org/10.1080/02615479.2017.1362379

Разработчики

Разработано в Казахском национальном женском педагогическом университете.

Связаться с нами

Контактная информация