РЕФЛЕКСИВНЫЙ ДНЕВНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УРОКА
Рефлексивный дневник для изучения урока, – Алматы: Казахский национальный женский педагогический университет, 2023.
Предлагаемый рефлексивный дневник является вспомогательным пособием для проведения исследования Lesson study для учителя и будущих учителей. В рефлексивном дневнике по изучению урока представлены инструкции по написанию рефлексии исследователя в соответствии с этапами проведения исследования Lesson Study. В целях изучения и формирования правильного представления о Lesson study и рефлексивном дневнике рассмотрены такие вопросы как «Что такое Lesson Study?» Что такое Рефлексия?» и предоставлены ссылки на полезные статьи и руководства.
Предлагаем вашему вниманию вспомагательное пособие для изучения урока Lesson study Рефлексивный дневник. Рефлексивный дневник является пособием, для записи рефлексии исследования. Мы предлагаем вам полностью записывать свои мысли в соответствии со всеми этапами исследования Lesson study с учетом инструкций, предоставленных в процессе использования. Это, в свою очередь, поможет вам не забывать о важных моментах исследования, правильно анализировать события и записывать отчет вашего исследования. Чтобы сформировать полное представление об исследовании Lesson study и правильно заполнить рефлексивный дневник рекомендуем ознакомиться с ответами на вопросы «Что такое Lesson Study? Что такое рефлексия?» и всесторонне изучить информацию, представленную по ссылкам.
В наши дни состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности и каждый учебный день наполняется многочисленными научными открытиями и происходят глубокие социальные изменения в обществе. Использование педагогами при обучении молодых педагогов инноваций и современных трендов, эффективных методов и подходов, новаторских идей является весьма значительным феноменом.
Подход «Изучение уроков» Lesson Study, который является одним из лучших в области практики преподавания, основан в Японии в 70-х годах ХІХ столетия и признан эффективным подходом среди педагогов. Lesson Study приобрела большую популярность в начале ХХІ века после подтверждения американскими исследователями факта наличия высокого уровня знаний у японских школьников в сравнении с аналогичными группами американских учащихся (Stigler and Hiebert, 1999; TIMSS, 1999). В настоящее время Lesson Study широко используется помимо Японии, в США, Великобритании, Сингапуре, Гонконге, Китае, Малайзии, Швеции и Канаде.
В Казахстане метод «Lesson Study» впервые был представлен японскими экспертами в области образования в 2012 году на международной научно-практической конференции Назарбаев Интеллектуальных школ. С 2017 года ежегодно учителя общеобразовательных школ Казахстана представляют результаты своих исследований на областных конференциях на тему «Lesson Study». Впервые в 2023 году в Астане прошла 1-я Национальная конференция «Lesson Study: устойчивое лидерство через рефлексивной практики», в которой приняли участие более 500 педагогов. В данной конференции с более чем 500 казахстанскими педагогами приняли участие Казахский национальный женский педагогический университет как первый педагогический вуз, где обучающиеся педагогических образовательных программ поделились лучшим опытом Lesson Study.
В исследовании Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, проведение, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы на бумаге. При проведении цикла Lesson Study учителя внедряют новые методы в практику преподавания или совершенствуют ее, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы (Dudley, 2011).
Lesson study может очень быстро повлиять на успеваемость учащегося, поскольку это достигается путем изучения учителем своего опыта и обеспечения обучения учителя. Важным моментом Lesson study является то, что этот подход ориентирован на учащихся и является совместным профессиональным обучением учителей! Дизайны Lesson study небольшие по размеру, часто ориентированы только на трех студентов. Однако, несмотря на это, это может существенно повлиять на опыт преподавания учителей и обучение учащихся.
Для представленного рефлексивного дневника мы рекомендуем проводить занятия Lesson Study, состоящие как минимум из трех циклов. Эти уроки планируются совместно группой учителей и преподаются учителем, группа Lesson Study наблюдает за обучением учащихся и преподаванием учителя и анализирует произошедшие изменения. При проведении Lesson Study мы рекомендуем вам взять за основу следующие циклы Lesson Study, указанные в учебном пособии Пита Дадли «Lesson Study: руководство».
Для более полного понимания принципов Lesson Study, направленного на совершенствование знаний в области педагогического опыта, являющегося уникальным примером изучения деятельности учителя и ученика на уроке, рекомендуется прочитать следующие инструкции:
https://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Kazakh.pdfРефлексия – это метапознавательный процесс, в котором специалисты и студенты активно и целенаправленно рассматривают свои чувства, реакции, мысли, убеждения, знания, ответы и опыт (Dewey, 1993). Кроме того, со стороны авторов (Boud et al., 1985) рефлексия описывается как «интеллектуальные и аффективные действия, которые вовлекают человека в изучение собственного опыта, чтобы привнести новые идеи и оценки». Педагог Джон Дьюи доступно объясняя важность рефлексий в процессе обучения сказал: «Мы не учимся на опыте... мы учимся, размышляя об опыте».
Более полезным является структурный подход к размышлениям. Поэтому важно иметь определенную структуру для размышлений. Простым примером рефлексии является модель рефлексии, предложенная Rolfe, Freshwater and Jasper (2001). Эта рефлексивная модель основана на трех простых вопросах: что? (думать) что теперь? (чувствовать) что сейчас? (действовать).
Согласно рефлексивной модели авторов, можно привести следующий пример. Что? (думать): что я думал, когда действовал или принимал решения? Что теперь? (чувствовать): как я себя чувствовал во время и после опыта, почему это было важно? Что сейчас? (действовать): чему я могу научиться или сделать что-то другое в следующий раз?
Учителя и лекторы обычно дают различные рефлексивные задания, чтобы узнать, как учащиеся и студенты думают о своем опыте обучения. В связи с этим многие учителя-предметники считают, что ведение дневника стиммулирует в рефлексии собственного профессионального опыта и формирование профессиональное целепологание. Ведение дневника – один из механизмов, с помощью которого люди начинают использовать рефлексивные и аналитические процессы для описания и чтения своего опыта (Plack et al., 2007). Кроме того, при написании рефлексивного дневника реализуются рефлексивные и аналитические процессы и индивидуальное обучение дает возможность переосмыслить, описать и обработать опыт (Bean, 2011).
Рефлексивный дневник способствует критическому размышлению, интеграции теории с практикой и профессиональному росту (Tang, 2006; Kea & Backon, 1999). Кроме того, в ходе ведения рефлексивного дневника исследователь может сформировать такие важные компетенции, как анализ текущих событий, прогнозирование собственных результатов, умение планировать, распределение нагрузки, анализ накопленного опыта и развитие профессиональных компетенций (Баранова, 2015).
При этом некоторые исследователи утверждают, что ведение рефлексивного дневника – это процесс обучения, а не продукт обучения (Hyers, 2001; Swindell & Watson, 2006).
Учитывая роль рефлексивного дневника в совершенствовании знаний в практике учителя, рекомендуем прочитать статьи, представленные в качестве дополнительной информации о важности рефлексивного дневника.
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813034356Разработано в Казахском национальном женском педагогическом университете.
Директор по развитию академических программ и обеспечению качества
Инженер-программист Технопарка «DIGITAL LADY»
Инженер-программист Технопарка «DIGITAL LADY»
Руководитель Технопарка «DIGITAL LADY»